Удмуртская свадьба

Удмуртская свадьба

Свадебные традиции удмуртов

Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.

Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора – до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.

После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты – участников свадьбы.

Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у родственников невесты, чтобы они открыли ворота.

В доме жениха, встречавшие родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.

Утром следующего дня ближайшие родственники были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать присутствующих должна была невеста, которая демонстрировала свои хозяйственные способности.

Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла к роднику или реке. Бросала серебряную монетку, откупаясь перед хозяином воды. Воду принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.

Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать печь в бане, заложить дымоход. Тем самым проверялась расторопность новобрачного.

Сложный ритуал свадьбы не всегда воспроизводился полностью, допускались и сокращенные варианты, поскольку свадьба с соблюдением всех обрядов требовала больших расходов.

Литература:
1.Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. – Ижевск 1984.
2.Удмурты: историко-этнографические очерки, — Ижевск. 1991.

Удмуртская свадьба

Собирайся народ – удмуртская свадьба идет. Жених играет на тангыре зазывную мелодию. Соблюдение вековых традиций должно принести молодоженам счастье, утверждает сотрудница республиканского национального музея имени Кузебая Герда Людмила Кузнецова: «Стараются с женихом и невестой провести те обряды, которые наполняют их жизнь смыслом и желают прожить достойную жизнь, чтобы жизнь была гладкой, ровной, чтобы был достаток и были дети».

Вот гости украшают ситцевый полок, который жениху с невестой будет служить своеобразным шалашом и одновременно оберегом. Дальше – обряд, который символизирует превращение девушки в замужнюю женщину, невесте надевают головной убор, состоящий из нескольких частей: платка, чалмы и налобника. И, конечно же, игры, танцы и песни. Без всего этого в удмуртских деревнях и свадьба, не свадьба. «Играют свадьбы так же, играют весело, по-удмуртски, празднуют так же, угощение такое же, все так же», – рассказывает отец невесты Николай Лапин.

И наконец – своеобразный тест для будущих родителей. Молодожены делают куклы – игрушки для долгожданных детей. Обряды пройдены, обычаи соблюдены. «Мы познакомились с обычаями, узнали много о национальных традициях», – говорит Татьяна Чужанова. «Мы уже отходим, наше поколение, от этого. А тут какая-то память будет, что мы удмурты. Вспомнили свои обычаи и традиции», – согласен с ней Александр Чужанов.

Впереди, долгая и счастливая семейная жизнь. А иначе и быть не может, если не забываешь традиции предков.

Видеоролик Удмуртской свадьбы

Последняя свадьба удмурта.

Обмолвился я в одном посте, как побывал на языческих похоронах в удмуртской деревне. Было это 20 лет назад, я еще ребенком был. Как проходили похороны в точности не вспомню, но помню, что было очень весело! Даже веселее, чем у русской тёти на свадьбе. Слёз не было, сначала была сосредоточенная подготовка, а потом шумные и веселы проводы в «новую жизнь». Я честно искал информацию по похоронам, но, увы, не нашел чистых языческих традиций, на которые не положила бы отпечаток православная церковь. Зато нашел информацию о свадьбе наоборот! Последняя свадьба, которая устраивалась покойнику через год, после похорон. Такое я тоже припоминаю, бывал.

«Свадьбу наоборот» человеку проводят родственники после его смерти. Устраивают свадьбу, когда проходят годины — год после похорон, или несколько лет, в день поминок. Нельзя сказать вслух, что собираешься сделать свадьбу наоборот и не провести ее — мертвые напомнят тебе об обещании, например, явятся во сне.

Если покойник — мужчина, нужны голова и ноги коня. Если женщина — коровы. Старший рода кладет голову в котел и варит ее целиком. Мясо после варки не должно отделяться от черепа.

К тому, кто устраивает свадьбу, приходят гости — и родственники, и друзья. При входе стоят две чаши, туда бросают еду мертвым — печенье, конфеты. Одна чаша для того, у кого свадьба, другая — всем усопшим, их таким образом поминают. В доме накрыт стол, пришедшие угощаются. Потом выбирают одного мужчину (кто соглашается), которого переодевают невестой. Заранее для усопшего шьют свадебный наряд размером как на куклу — для женщины маленькое платье, мужчине рубаху и штаны.

На пол кладут перину, переодетый невестой мужчина садится на нее, рядом ставят голову и ноги животного и картонную воронку, в которую ссыпают еду для покойника, гости кидают сверху мелочь. Родственники рассаживаются по периметру перины и молятся. «Невеста» угощает всех кумышкой.

Готовят сани с бубенцами. В них сажают мужчину-невесту, кладут воронку с едой, голову, ноги. С веселыми обрядовыми песнями ряженого везут в священную рощу, расположенную рядом с кладбищем. Разжигают костер, на дерево вешают голову, ноги, воронку и свадебный наряд. Когда костер гаснет, песни петь перестают и расходятся по домам. Приходить на это место молиться и просить что-то у предков не принято, оно предназначено только для свадьбы наоборот.

Об этом обряде гостям стараются рассказать прежде, чем они отправятся самостоятельно разгуливать по Карамас-Пельге. Кладбище и священная роща-луд, заросшая крапивой по пояс, находятся на окраине деревни, там, где дорога уходит в лес. Можно пройти мимо, не приглядываясь, но белые черепа животных, висящие на деревьях, словно светятся через листву, приковывая к себе взгляд. По спине пробегает неприятный холодок.

— Да это совсем не страшный обряд! Мы же делаем так, чтобы покойнику на том свете было хорошо, чтобы у него была еда, добрый конь или корова-кормилица. Он ждет эту свадьбу. У нас как-то казус вышел — мужик, который должен был голову варить, с утра навеселе был. И собаки у него стащили одну из лошадиных ног. Так и повесили на дерево — голову и три ноги. А матери, которая эту свадьбу для погибшего сына устраивала, он потом во сне явился и все ругался, кто конь хромает. Пришлось обряд заново проводить, — судя по широкой улыбке Елены Петровны, казус и впрямь вышел забавным. — Да вы сами приезжайте как-нибудь к нам на свадьбу наоборот, увидите — проходит она весело!

Там еще больше интересной информации! Всем кумышки с перепечками!

Удмуртская свадьба — традиции и обычаи

Нет ничего прекраснее рождения новой ячейки общества. И каждый народ имеет свои традиции и правила на проведение этого торжественного и радостного события. Народ Удмуртии один из немногих, кто на протяжении веков смог сохранить свою самобытность, и не раствориться в многотысячной национальной каше из огромного количества народов, народностей и племен нашей необъятной страны. Удмуртская свадьба и ее колоритность стоит описать отдельной главой.

P.S. Если Вы приглашены уже на праздник, подготовьте поздравление для молодых заранее, примеры в этой статье.

Сроки проведения

Категорически неприемлемы для удмуртов торжества в летний период. Лето посвящено полностью сельскохозяйственным работам и направлено только на полевые работы. Также невозможно удмурту жениться в нечетные дни недели (среду, пятницу и воскресенье).

Брачным сезоном удмуртов считается поздняя осень и зима. Когда все полевые и заготовительные работы закончены, и есть время на спокойную подготовку и проведение торжества.

Удмуртская свадьба по старинному обряду проводится в четыре этапа, которые занимают довольно длительный промежуток времени.

Ныл Куран. Обряд сватовства

Подбор новобрачной для сына начинался очень рано и определялся старшими родственниками. Родители жениха хотели как можно раньше заполучить в семью еще одну работницу, тогда как родственники девушек эту работницу отдавать из родительского дома не очень то и хотели. Наверное, на основании этих традиций в семьях удмуртов, как правило, мужья намного моложе жен.

Поиском подходящей девушки занимался специальный человек (дэмчи). Чаще это, конечно, была женщина. Она занималась присмотром суженной, оценивала ее как хозяйку и работницу. Присматривалась к достатку, к отношениям в родном доме будущей новобрачной между членами семьи. Выясняла всю подноготную об этом семействе и в отдельности о самой девушке. Основными качествами будущей невесты должны были стать ее трудоспособность, здоровье, легкий, не бранчливый нрав. Если родителей жениха описания дэмчи устраивали, начиналась в семействе подготовка к сватовству.

Само сватовство происходило по следующему сценарию. В оговоренное с дэмчи время, отец жениха (или в крайнем случае, мать), дэмчи и кто-либо из уважаемых родственников жениха отправлялись в дом к семье планируемой невесты. С собой отец жениха нес курительный табак. Если отец девушки принимал этот дар и хвалил, значит сватовство продолжалось своим чередом.

Первой разговаривать начинала дэмчи, стихами или велеречивыми иносказаниями. Неприличным было с первого захода давать согласие на брак, поэтому на наигранный отказ оставлялись рукавицы, чтобы через время прийти за ними повторно. И повторить иносказательную просьбу в согласии на брак.

Когда согласие со второго раза получали, будущая невеста накрывала стол с самоваром. За чаепитием уже обговаривались все нюансы свадебного торжества, выкупа за невесту(калым) и приданного, которое семья девушки даст за ней в семью жениха. Девушке право голоса не давали никогда. И только с недавних времен, и то только урбанизированные слои народа Республики, стали прислушиваться к мнению новобрачной. До сих пор мало кто идет против воли родителей.

После сватовства проводился сговор, на котором уже конкретно оговаривались размеры калыма, приданного и расходов на торжественные мероприятия. По окончанию этого ритуала будущая теща выносила каравай с маслом будущему свекру. Он обязан был положить в масло серебряные монеты. Это означало, что сватовство и сговор состоялись, и суженная отправлялась в дом к будущему мужу. Или же оставалась до бракосочетания в родительском доме, этот вопрос также оговаривался отдельно.

Подготовка к женитьбе

Основным подготовительным процессом было подготовка калыма и приданного с каждой стороны. Также отцы молодоженов лично обходили всех приглашенных и звали их на свадебное торжество. Быть званым на удмуртскую свадьбу очень почетно, это говорило об уважении приглашенного. Поэтому удмуртские свадьбы очень многочисленны, оскорбить соседа или дальнего родственника не рискнет ни один удмурт.

Сторона невесты (сюан)

Первую свадебную церемонию проводили в доме родителей девушки. Парня нарядного с дарами торжественно провожали к дому суженной. Где всю компанию во главе с дэмчи встречали у ворот с угощениями и выпивкой. Гостей из свадебного поезда именовали поезжанами, и возглавляли этот поезд семейная пара долгое время прожившая в браке, как символ и пожелания долгой семейной жизни молодым. Обязательными яствами были яичные лепешки. Гостя, который не отведал хоть кусочка лепешки, в дом не запускали. После того как все поезжане отведали угощений у ворот, начинался пир в доме невесты, где пели песни, общались, знакомились между собой родственники жениха и невесты. По окончании банкета все участники торжества обменивались дарами.

Сторона жениха (ярашон)

Следующей традицией удмуртской свадьбы считается ярашон. Его назначали заранее и проводили после свадьбы невесты. Только теперь гостями были родственники девушки во главе с дэмчи. Без дэмчи не обходится ни один из обрядов удмуртской свадьбы. Также поезжане со строны невесты проходят все стадии ритуального бракосочетания удмуртов. Единственным существенным отличием ярашона от сюана являются свадебные песни, что исполняют гости. И еще одной особенностью удмуртской свадьбы будет почти абсолютная «немота» парня и его суженной. Они почти ничего не говорят, кроме благодарственных слов и совершенно не поют. Им это категорически запрещено.

После пира в доме жениха идут по гостям к родственникам юноши, чтобы представить девушке всех сородичей в непринужденной домашней обстановке. Где суженная обращала внимание на порядки и уклад в жизни не только отдельной семьи, но и всего рода жениха в целом.

Еще одной веселой традицией удмуртской свадьбы считается переодевания, которые веселят гостей. Разыгрываются сценки и шарады. От хозяев торжества выносят бочонок с медом или своеобразным национальным яством, которое продают после того как молодые попробуют первую ложку. Купить обязан был этот бочонок кто-либо из родственников невесты.

Обязательным заключительным действом является плач будущей супруги. Чем больше слез она прольет провожая гостей и прощаясь с родителями, оставаясь в новом доме, тем счастливей и радостней будет ее новая жизнь в новой семье. Потому старались, как могли разжалобить суженную.

На этой печальной ноте все традиции удмуртской свадьбы соблюдены. Но есть еще множество после свадебных обрядов, без которых брачные узы не считаются законными браками.

Пост свадебные традиции

Новобрачная отправляется в дом юноши с приданным, но чтобы отец девушки выпустил обоз с дарами и дочерью за ворота, сначала юноша должен отдать калым. Обязательно во дворе жениха девушку три раза обводили вокруг лошади. Мать юноши лично расплетала невесте косу и переплетала их в две косы, покрывая голову чалмой. Наутро после свадебной ночи всей родне демонстрировалось приданое молодой жены.
Молодуха угощала гостей, пришедших посмотреть ее приданое. Шла на реку или колодец за водой, роняла туда серебряную денежку и набирала воду, которой потом поила всех присутствующих. Через неделю в доме молодых встречали родителей молодой жены, раньше в гости приходить им нельзя. Молодая жена ходит в гости к своим родным только в сопровождении мужа или его матери. Родственники мужа поочередно приглашают молодую семью в гости. Обещанную скотину забирают только на следующую осень после свадебных торжеств.

Вот так долго и весело проходят свадебные торжества у удмуртского народа. Соблюдение всех традиций и обычаев на удмуртской свадьбе превращает это грандиозное событие в жизни молодой семьи поистине в самое яркое воспоминание. Празднование самой женитьбы красочно и нарядно, наполнено национальным колоритом и красивыми обрядами.

Ссылка на основную публикацию